Il.rran
[pnnsr
Ha 3aceAaHr.r[ neAcoBera
COIx
rlporoKoJr J\b 1 or 31.08.2022t
YTIEBHbIVITIIAH
MyHr,rqu[€ulbHof o 6loAxerHoro
o6rqeo6pa3oB areJrbHoro yqpexA ennfl'
cpeAHefi o6qeo6pasonareJlbHofi urxolbl I4MeHLI BoeHHoro
ICTIILIKA KAfIKIT A]HA P.A.XOPAAEBA C.IIPE4IOPHOE MOSAOTCKO|
p afi o n a P e c uy 6 Jru:rvr C e n e p n af, o c e r vrfl,- Aralerlzfl,
(cpeaHee o6qee o6pasoBaHl'Ie)
Lra 2022-2023 yqe6Hbrfi roA
O
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану на 2022-2023 учебный год
среднее общее образование
(10-11 классы)
Законодательной и нормативной основой для составления учебных планов в
2022-23 учебном году
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы станицы Терской Моздокского района Республики Северная
Осетия-Алания, реализующей основные образовательные программы общего
образования, являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (действующая редакция);
- Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года №61-РЗ «Об
образовании в Республике Северная Осетия-Алания»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 года №287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (5 –е классы);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.10 №
1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (6-9 классы);
- примерная основная образовательная программа основного общего образования
(в соответствии с действующими ФГОС);
- приказы Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576, № 1577,
№ 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего, основного общего, среднего общего образования,
предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и литература» как
самостоятельные и обязательные для изучения»;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
01.09.2016№ 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для
основного общего образования»;
- приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 г. № 568 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 года № 287»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
- приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 г №254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования"(с изменениями на
11 февраля 2022 года).
Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы имени военного летчика капитана Р.А.Хордаева с.
Предгорное
Положение о порядке организации изучения родного языка в МБОУ СОШ с.Предгорное
(пр. № ……… от ……………. г.);
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ с.Предгорное (пр.№1от 30.08.2020г.)
Учебный план 10-11 классов реализует основные принципы концепции федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.
Часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, позволяет в полной мере
реализовать требования ФГОС.
Учебный план среднего общего образования позволяет в полной мере реализовывать цели
основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ООП СОО) и
ориентирован на:
формирование
разносторонней
социально
активной
личности
на
основе
обеспечения практической специализации в единстве с общим образованием в эмоционально
привлекательной для обучающихся воспитывающей среде;
сочетание культурологической и профессиональной направленности содержания
образования;
создание условий для реализации интереса обучающихся к тем или иным учебным
предметам;
развитие в процессе обучения продуктивных видов и способов деятельности
обучающихся;
обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего
общего образования всеми обучающимися;
формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, обладающего
потенциалом к саморазвитию, способного самостоятельно добывать знания;
достижение выпускниками социальной зрелости;
социальное и
учебно-исследовательское проектирование,
профессиональную
ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования;
подготовку
обучающихся к поступлению в
высшие
учебные
соответствующего профиля и получение высшего профессионального образования.
заведения
Аудиторная нагрузка обучающихся по группе учебных предметов среднего общего
образования не превышает объема предельно допустимой аудиторной нагрузки, установленной
СанПиН
2.4.2.2821-10 и
максимально допустимой
недельной
нагрузки,
установленной
Примерным учебным планом, и составляет 37 часов в неделю.
Продолжительность учебного года – 35 недель. Дата начала учебного года – 5сентября
2020 года.
Образовательная программа среднего общего образования реализуется в режиме
шестидневной учебной недели. Занятия проводятся в одну смену. Начало занятий – 8.30
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной
недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет не более 7
уроков. Продолжительность уроков – 45минут.
Учебный год условно делится в 10-11 классах на полугодия, по итогам которых
выставляются отметки за освоение образовательной программы.
Учебный план 10-11 классов предусматривает изучение не менее одного учебного
предмета из каждой области, определенной ФГОС и содержит не менее 3учебных предметов на
углубленном уровне изучения.
Обязательная часть учебного плана обеспечивает достижение целей среднего общего
образования и реализуется через обязательные учебные предметы:
Предметная область «Русский язык и литература» – «Русский язык» – 1 час, «Литература»
– 3 часа.
Предметная область «Иностранный язык» – «Иностранный язык (английский)» – 3 часа.
Предметная область «Математика и информатика»–5часов , «Информатика» - 1 час.
Предметная область «Общественные науки» – «История» – 2 часа. Предметная область
«Естественные науки» –«Физика» -3 часа, «Химия»-3 часа, «Биология»-3 часа.
Предметная
область
«Физическая
культура,
экология
и
основы
безопасности
жизнедеятельности» – «Основы безопасности жизнедеятельности» – 1 час, «Физическая культура»
– 3 часа.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, распределена на
следующие учебные предметы:
Предметная область «Русский язык и литература» - «Русский язык» – 1 час .
Предметная область «Математика и информатика» – «Информатика» 1 час.
Предметная область «Общественные науки» – «Обществознание» – 2 часа .
Практикум по химии – 1 ч.
Практикум по биологии – 1 ч.
Региональная специфика учебного плана
Региональной спецификой учебного плана является изучение предмета «Родная литература»(2
часа) в 11-х классах в объёме 1 ч. в неделю.
По окончании учебного года на основании Приказа Минобороны РФ и Министерства
образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134 «Об утверждении инструкции об
организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по
основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего
образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования и учебных пунктах» в 10 классах проводятся 5-дневные
учебные сборы для юношей (35 учебных часов).
Промежуточная аттестация в 10-11-х классах проводится в соответствии с Положением о
формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся в МБОУ СОШ с.Предгорное
Недельный (годовой) учебный план
для 10 класса на 2021-2022 и 2022-2023 уч. г.г.
(6-дневная учебная неделя)
Универсальный профиль с углубленным изучением русского языка, химии и биологии
Предметная
область
Учебный предмет
Уров
ень
10-й класс
11-й класс
Кол-во часов
в неделю
Кол-во часов
в неделю
Количеств
о часов за
2 года
обучения
Обязательная часть
Русский язык
У
1
2
105
Литература
Б
3
3
210
Родной язык и
родная литература
Родной язык (кумыкский)
Б
2
1
105
Иностранные языки
Иностранный (английский) язык
Б
3
3
210
Математика и
информатика
Математика: алгебра и начала
математического анализа,
геометрия
Б
5
5
350
История
Б
2
2
140
Обществознание
Б
2
2
140
Физика
Б
2
2
140
Химия
У
3
3
210
Биология
У
3
3
210
Астрономия
Б
-
1
35
Физическая культура
Б
3
3
210
Русский язык и
литература
Общественные
науки
Естественные науки
Физическая
Предметная
область
культура, экология и
основы безопасности
жизнедеятельности
Учебный предмет
Уров
ень
10-й класс
11-й класс
Кол-во часов
в неделю
Кол-во часов
в неделю
Количеств
о часов за
2 года
обучения
Основы безопасности
жизнедеятельности
Б
1
1
70
Индивидуальный проект
ЭК
1
1
70
31
32
2205
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
информатика
Б
1
1
70
география
Б
2
-
70
Русский язык
ЭК
1
1
70
Практикум по химии
ЭК
0,5
1
35
Практикум по биологии
ЭК
0,5
1
35
«Финансовая грамотность»
ЭК
1
1
70
Итого
6
5
385
Максимальная учебная нагрузка обучающихся при 6дневной учебной неделе
37
37
2590
Дополнительные
учебные предметы
Курсы по выбору
План внеурочной деятельности
для обучающихся 10-11 классов МБОУ СОШ с. Предгорное
на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (ФГОС СОО) основная образовательная программа среднего общего образования
реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких
формах как студии, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военнопатриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.
В МБОУ СОШ с. Предгорное реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности,
программы самой организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов
обучающихся и родителей в школе реализуется модель внеурочной деятельности с преобладанием
познавательной деятельности.
Программы внеурочной деятельности реализуются педагогами школы. Место проведения занятий –
МБОУ СОШ с. Предгорное.
1. Духовно – нравственное направление реализуется через классные часы «Разговор о важном».
Главной целью классных часов «Разговор о важном» является развитие ценностного отношения
школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и
великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной
России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать
предметом бесед классных руководителей со своими классами.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют
поведение человека в обществе на разных уровнях его развития. В педагогическом смысле воспитание –
процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно,
воспитательная цель – развитие определѐнных человеческих качеств личности, отражающих
своеобразный нравственный портрет школьника.
2. Общекультурное направление реализуется через занятия на формирование функциональной
грамотности обучающихся (читательской грамотности, математической грамотности, естественнонаучной грамотности).
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и
навыки для решения
задач в
различных сферах жизнедеятельности,
(обеспечение
связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной
грамотности школьников:
читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие
креативного мышления и глобальных компетенций.
Функционально грамотная личность – стратегическая цель образования.
«Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская
пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы: стимулировать
интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся
умение применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее.
Для этого нам важно вспомнить основные цели современной системы образования, которые включают в
себя интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого
мышления, умения работать с информацией.
Цель Образовательной системы «Школа 2100» - выращивание функционально грамотной личности.
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений.
Проще сказать, что функционально грамотная личность – это человек: ориентирующийся в мире и
действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности,
умеющий:
способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
умеющий отвечать за свои решения;
способный нести ответственность за себя, своих близких;
обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать
общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие,
которые так же имеют право на существование;
хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;
владеющий современными информационными технологиями;
обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.