Il.rran [pnnsr Ha 3aceAaHr.r[ neAcoBera COIx rlporoKoJr J\b 1 or 31.08.2022t YTIEBHbIVITIIAH MyHr,rqu[€ulbHof o 6loAxerHoro o6rqeo6pa3oB areJrbHoro yqpexA ennfl' cpeAHefi o6qeo6pasonareJlbHofi urxolbl I4MeHLI BoeHHoro ICTIILIKA KAfIKIT A]HA P.A.XOPAAEBA C.IIPE4IOPHOE MOSAOTCKO| p afi o n a P e c uy 6 Jru:rvr C e n e p n af, o c e r vrfl,- Aralerlzfl, (cpeaHee o6qee o6pasoBaHl'Ie) Lra 2022-2023 yqe6Hbrfi roA O ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану на 2022-2023 учебный год среднее общее образование (10-11 классы) Законодательной и нормативной основой для составления учебных планов в 2022-23 учебном году муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, реализующей основные образовательные программы общего образования, являются: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция); - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года №61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (5 –е классы); - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (6-9 классы); - примерная основная образовательная программа основного общего образования (в соответствии с действующими ФГОС); - приказы Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576, № 1577, № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и литература» как самостоятельные и обязательные для изучения»; - письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09.2016№ 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования»; - приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 г. № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" - приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 г №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"(с изменениями на 11 февраля 2022 года). Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени военного летчика капитана Р.А.Хордаева с. Предгорное Положение о порядке организации изучения родного языка в МБОУ СОШ с.Предгорное (пр. № ……… от ……………. г.); основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с.Предгорное (пр.№1от 30.08.2020г.) Учебный план 10-11 классов реализует основные принципы концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС. Учебный план среднего общего образования позволяет в полной мере реализовывать цели основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ООП СОО) и ориентирован на: формирование разносторонней социально активной личности на основе обеспечения практической специализации в единстве с общим образованием в эмоционально привлекательной для обучающихся воспитывающей среде; сочетание культурологической и профессиональной направленности содержания образования; создание условий для реализации интереса обучающихся к тем или иным учебным предметам; развитие в процессе обучения продуктивных видов и способов деятельности обучающихся; обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования всеми обучающимися; формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, обладающего потенциалом к саморазвитию, способного самостоятельно добывать знания; достижение выпускниками социальной зрелости; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования; подготовку обучающихся к поступлению в высшие учебные соответствующего профиля и получение высшего профессионального образования. заведения Аудиторная нагрузка обучающихся по группе учебных предметов среднего общего образования не превышает объема предельно допустимой аудиторной нагрузки, установленной СанПиН 2.4.2.2821-10 и максимально допустимой недельной нагрузки, установленной Примерным учебным планом, и составляет 37 часов в неделю. Продолжительность учебного года – 35 недель. Дата начала учебного года – 5сентября 2020 года. Образовательная программа среднего общего образования реализуется в режиме шестидневной учебной недели. Занятия проводятся в одну смену. Начало занятий – 8.30 Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет не более 7 уроков. Продолжительность уроков – 45минут. Учебный год условно делится в 10-11 классах на полугодия, по итогам которых выставляются отметки за освоение образовательной программы. Учебный план 10-11 классов предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой области, определенной ФГОС и содержит не менее 3учебных предметов на углубленном уровне изучения. Обязательная часть учебного плана обеспечивает достижение целей среднего общего образования и реализуется через обязательные учебные предметы: Предметная область «Русский язык и литература» – «Русский язык» – 1 час, «Литература» – 3 часа. Предметная область «Иностранный язык» – «Иностранный язык (английский)» – 3 часа. Предметная область «Математика и информатика»–5часов , «Информатика» - 1 час. Предметная область «Общественные науки» – «История» – 2 часа. Предметная область «Естественные науки» –«Физика» -3 часа, «Химия»-3 часа, «Биология»-3 часа. Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» – «Основы безопасности жизнедеятельности» – 1 час, «Физическая культура» – 3 часа. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, распределена на следующие учебные предметы: Предметная область «Русский язык и литература» - «Русский язык» – 1 час . Предметная область «Математика и информатика» – «Информатика» 1 час. Предметная область «Общественные науки» – «Обществознание» – 2 часа . Практикум по химии – 1 ч. Практикум по биологии – 1 ч. Региональная специфика учебного плана Региональной спецификой учебного плана является изучение предмета «Родная литература»(2 часа) в 11-х классах в объёме 1 ч. в неделю. По окончании учебного года на основании Приказа Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» в 10 классах проводятся 5-дневные учебные сборы для юношей (35 учебных часов). Промежуточная аттестация в 10-11-х классах проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ с.Предгорное Недельный (годовой) учебный план для 10 класса на 2021-2022 и 2022-2023 уч. г.г. (6-дневная учебная неделя) Универсальный профиль с углубленным изучением русского языка, химии и биологии Предметная область Учебный предмет Уров ень 10-й класс 11-й класс Кол-во часов в неделю Кол-во часов в неделю Количеств о часов за 2 года обучения Обязательная часть Русский язык У 1 2 105 Литература Б 3 3 210 Родной язык и родная литература Родной язык (кумыкский) Б 2 1 105 Иностранные языки Иностранный (английский) язык Б 3 3 210 Математика и информатика Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия Б 5 5 350 История Б 2 2 140 Обществознание Б 2 2 140 Физика Б 2 2 140 Химия У 3 3 210 Биология У 3 3 210 Астрономия Б - 1 35 Физическая культура Б 3 3 210 Русский язык и литература Общественные науки Естественные науки Физическая Предметная область культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Учебный предмет Уров ень 10-й класс 11-й класс Кол-во часов в неделю Кол-во часов в неделю Количеств о часов за 2 года обучения Основы безопасности жизнедеятельности Б 1 1 70 Индивидуальный проект ЭК 1 1 70 31 32 2205 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений информатика Б 1 1 70 география Б 2 - 70 Русский язык ЭК 1 1 70 Практикум по химии ЭК 0,5 1 35 Практикум по биологии ЭК 0,5 1 35 «Финансовая грамотность» ЭК 1 1 70 Итого 6 5 385 Максимальная учебная нагрузка обучающихся при 6дневной учебной неделе 37 37 2590 Дополнительные учебные предметы Курсы по выбору План внеурочной деятельности для обучающихся 10-11 классов МБОУ СОШ с. Предгорное на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС СОО) основная образовательная программа среднего общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как студии, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военнопатриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. В МБОУ СОШ с. Предгорное реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности, программы самой организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов обучающихся и родителей в школе реализуется модель внеурочной деятельности с преобладанием познавательной деятельности. Программы внеурочной деятельности реализуются педагогами школы. Место проведения занятий – МБОУ СОШ с. Предгорное. 1. Духовно – нравственное направление реализуется через классные часы «Разговор о важном». Главной целью классных часов «Разговор о важном» является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами. Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных уровнях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определѐнных человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. 2. Общекультурное направление реализуется через занятия на формирование функциональной грамотности обучающихся (читательской грамотности, математической грамотности, естественнонаучной грамотности). Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Функционально грамотная личность – стратегическая цель образования. «Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся умение применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее. Для этого нам важно вспомнить основные цели современной системы образования, которые включают в себя интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Цель Образовательной системы «Школа 2100» - выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Проще сказать, что функционально грамотная личность – это человек: ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий: способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; умеющий отвечать за свои решения; способный нести ответственность за себя, своих близких; обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление; легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него; понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование; хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми; владеющий современными информационными технологиями; обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.