Учебный план НОО 2022-2023

fl.iran flprlHqr Ha 3ace,qaHlrlr neAcoBera

YrnepNgaro

[nperuop MEOY COIII
I'MEHII BOEHHOTO JIETIIIIKA

rlporoKorr J\b 1 or 31.08,2022r

YIIEEHbIiTIIIIAH
rlr{[€ulbHof o 6roAxerHof o
o 6 qe o 6p a3oB areJlbHoro yqpe)KA eHr4fl'
cpeAHefi o6qeo6pa3oBarenbHofi IIIKoJIrI I4MeHI'I BoeHHoro
rerrrr,rKa KaTILITaHa P .A. Xop4aeBa c. llpe4ropHoe MosAoKcKoro
MyHr4

p airofta

P e c rry

6 [rvrKvr C e n e p n ar O c e r vrfl,- AnalHl/lfl

(nauanbHoe o6qee o6pasonaHl4e)
Ha 2022- 2023 yue6nufi roA

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
на 2022– 2023 учебный год
Учебный план уровня начального общего образования муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени военного
летчика капитана Р.А.Хордаева с. Предгорное на 2022-2023 учебный год разработан на
основании:
 Законодательной и нормативной основой для составления учебных планов в 2022-23
учебном году
 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней
общеобразовательной школы станицы Терской Моздокского района Республики
Северная Осетия-Алания, реализующей основные образовательные программы
общего образования, являются:
 - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (действующая редакция);
 - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года №61-РЗ «Об
образовании в Республике Северная Осетия-Алания»;
 - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 года №286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;(1-е
классы)
 -приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (2-4 классы);

- примерная основная образовательная программа начального общего
образования (в соответствии с действующими ФГОС);
 - приказы Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576, № 1577, №
1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего, основного общего, среднего общего образования,
предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и литература»
как самостоятельные и обязательные для изучения»;
 - письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 января
2018 года №08-96 «Методические рекомендации для органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и
предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
 -концепция «Шахматное образование в общеобразовательных организациях
Республики Северная Осетия-Алания»;
 - приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 г. № 569 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 года № 286»;
 - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"

 - приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 г №254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»;
 - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"(с
изменениями на 11 февраля 2022 года).

Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы имени военного летчика капитана Р.А.Хордаева с.
Предгорное
 Положения о языках образования (обучения) и об изучении «Родного (русского)
языка», «Литературного чтения на родном (русском) языке» и «Родной (русской)
литературы» (приказ МБОУ СОШ …… № .. от ……….г..), осуществляющего
образовательную деятельность по реализуемым образовательным программам;
 Положение о порядке организации изучения родного языка в МБОУ СОШ с.Предгорное
(пр.№30 от 02.09.2019 г.);
 основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ
с.Предгорное (пр.№ 1. от 30.08.2020г.);

Уровень начальное общее образование
1.Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ с.Предгорное на 2022–
2023 учебный год является документом, распределяющим учебное время, отводимое на
изучение различных учебных предметов обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, определяющим максимальный объем обязательной
нагрузки
обучающихся.
1.1.Содержание и структура учебного плана начального общего образования
определяется требованиями ФГОС, системой УМК, задачами и спецификой образовательной
деятельности МБОУ СОШ с.Предгорное, сформулированными в уставе образовательного
учреждения. Учебный план уровня начального общего образования призван обеспечить
освоение учащимися государственного образовательного стандарта, и дает возможность
формировать познавательную мотивацию, развивать личностную активность, способствовать
сохранению здоровья.
1.2. Учебный план предусматривает следующий режим:
- 4-летний срок освоения образовательных программ начального
общего образования для 1-4 классов;

продолжительность учебного года:

в 1-х классах – 33 учебные недели;

во 2-4-х классах – 34 учебные недели;
 продолжительность учебной недели в 1классах – 5 дней;
 продолжительность учебной недели в 2-4 классах – 6 дней;
- недельная нагрузка обучающихся:
в 1-х классах – 21 час;
во 2-4-х классах – 26 часов;
- продолжительность урока: в 1-х классах используется «ступенчатый» режим обучения: в
сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35
минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 40 минут каждый; во 2-4-х классах – 45 минут.
1.3. Объем времени на выполнение домашних заданий:
во 2-3-х классах – 1,5 ч,
в 4-х классах – 2 ч.
1.4. Обучение в 1-х классах проводится без балльного оценивания знаний
обучающихся, без домашних заданий.
1.5. На основании санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.4.2.2821-10 п. 10.10 для учащихся 1-х классов введены дополнительные недельные
каникулы в третьей четверти.
1.6.Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель.
2.Общая характеристика.
2.1. Реализация содержания федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обеспечивается учебно-методическим комплексом,
направленным на общекультурное, личностное, познавательное развитие, на формирование
универсальных учебных действий: «Школа России»
2.2. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений:
 Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение.

 Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей).
 ОО реализовывает примерный учебный план начального общего образования
Вариант №3 для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведётся на
русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Российской
Федерации
 Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 ч и
более 3190 ч (для обучающихся 1-ых классов) и 2904 часа и более 3345 часов для
обучающихся 2-4 классов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет
до 1320 академических часов за четыре года обучения (для обучающихся 1-ых
классов) и до 1350 часов за 4 года обучения (для обучающихся 2-4-ых классов).
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
предметами:
 русский язык - 5 часов в неделю в 1-4 классах,
 литературное чтение – 3 часа в неделю в 1-4 классах.

Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
представлена предметами:
 родной язык ( кумыкский ) и литературное чтение на родном языке ( кумыкском ) –
2 часа в неделю в 1-ом классе и 3 часа в неделю в 2-4 классах;
Изучение родного языка и литературного чтения на родном языке направлено на
развитие
языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и
монологической речи.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом иностранный язык
(английский) – 2 часа в неделю во 2-4 классах.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
математика - 4 часа в неделю в 1-4 классах.
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена предметом
окружающий мир - 2 часа в неделю в 1-4 классах.
Предметная область «Основы религиозной культуры и светской этики»представлена
предметом основы религиозной культуры и светской этики – 1 час в неделю в 4 классах.
Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом физическая
культура – в 1 классе 2 часа в неделю и 3 часа в неделю во 2-4 классах.
Образовательная область «Искусство» представлена предметами:
 музыка -1 час в неделю в 1-4 классах,
 изобразительное искусство -1 час в неделю в 1-4 классах.
Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом технология 1 час в неделю в 1-4 классах.
2.3. Особенности учебного плана МБОУ СОШ с. Предгорное:
2.

3.

4.

1.«Литературное чтение»-во 2-4 классе. Обучение осуществляется на основе
дифференцированного подхода к способностям учащихся и их психофизическому
уровню подготовленности.
Учебный план МБОУ СОШ с. Предгорное , реализующего основную
образовательную программу начального общего образования, является важнейшим
нормативным документом по введению и реализации ФГОС начального общего
образования.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части , части, формируемой
участниками образовательного процесса. Обязательная часть базисного учебного плана
определяет состав обязательных учебных предметов для реализации в образовательных
учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования,
учебный план обеспечивает возможность обучения на
государственных языках
республики, родном (нерусском) языке, возможность их изучения и устанавливает
количество часов, отводимых на изучение предмета «Осетинский (или другой
родной) язык и литературное чтение» по классам (годам обучения).
6.
Учебный план начального общего образования общеобразовательного учреждения –
МБОУ СОШ с. Предгорное использует 3 часа на изучение предмета «родной язык и
родная литература» в 1-4 классах .
7.
Учебный предмет «Окружающий мир»2 часа в неделю (человек, природа,
общество)» в 4 классе изучается интегрированным курсом с «Историй Осетии» в объеме
17,5 часов в год.
. В 2022- 2023 учебном году в целях реализации проекта «Шахматное образование в
общеобразовательных организациях РСО-Алания» во 2 полугодии в 1 классе во внеурочной
деятельности, во 2-4классах (в рамках преподавания предмета «Физическая культура»)
организуются учебные занятия по шахматам в объеме 17 часов в год.
5.

2.4. Изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики»

В учебный план 4-х классов включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ).
Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет
является светским.Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ,
осуществляется родителями (законными

представителями) обучающихся.

Выбор

фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями
родителей (законных представителей) обучающихся.
7.1. Учебный план обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов.
8. Промежуточная аттестация во 2-4-х классах проводится в соответствии с Положением о
формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся в МБОУ СОШ с. Предгорное (приказ от ………… г.
№…………).
В 4-х классах проводится комплексная работа на межпредметной основе.
8.1.
Учебный план МБОУ СОШ с.Предгорное направлен на достижение
планируемых
результатов
обучения
и
воспитания.

Годовой учебный план для 1 классовна 2022/2023 учебный год (пятидневная учебная неделя)

Предметные
области

Учебные предметы

Количество
часов в год
I класс

Всего

Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Родной язык и
родная литература
Иностранный язык
Математика
и информатика
Обществознаниеи
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая
культура

Русский язык

165

Литературное чтение

99

Родной язык
Родная литература
Иностранный язык
(Английский язык)

33
33

Математика

132

Окружающий мир

66

Основы религиозных культур и
светской этики

0

Музыка
Изобразительное искусство
Технология

33
33
33

33
33
33

Физическая культура

66

66

Итого:

693

693

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
Учебные недели
Всего часов
Недельная нагрузка ( часов)

0

0
33
693
21

165
99
33
33
0
132

66

0

0
33
693
21

Недельный учебный план для 1 классов на 2022/2023 учебный год
(пятидневная учебная неделя)
Предметные
области

Учебные предметы

Количество
часов в год
I класс

Всего

Обязательная часть
Русский язык

5

Литературное чтение

3

Родной язык
Родная литература
Иностранный язык
(Английский язык)

1
1

Математика

4

Окружающий мир

2

Основы религиозных культур и
светской этики

0

Музыка
Изобразительное искусство
Технология

1
1
1

1
1
1

Физическая культура

2

2

Итого:

21

21

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений.

0

0

Учебные недели
Недельная нагрузка (часов)

33
21

33
21

Русский язык и
литературное
чтение
Родной язык и
родная литература
Иностранный язык
Математика
и информатика
Обществознаниеи
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая
культура

0

5
3
1
1
0
4

2

0

Учебный план
уровня начального общего образования МБОУ СОШ с. Предгорное
на 2022-2023учебный год
II
Предметные
области

III

IV

Всего

Учебный
предмет
Классы

Формы
промежуточ
ной
аттестации

Обязательная
часть

Русский язык и
литературное
чтение

Родной язык и
литературное
чтение на
родном языке

Иностранный
язык

Русский язык

Литературное
чтение
Родной язык
(кумыкский)
Литературное
чтение на родном
языке
(кумыкском)
Иностранный
язык
(английский)

5

3

5

3

5

3

15

9

диктант с
грамматическ
им заданием
тестовая
работа
диктант с
грамматическ
им заданием

2

2

2

6

1

1

1

3

тестовая
работа

2

2

2

6

контрольная
работа

4

4

4

12

контрольная
работа

Математика и
информатика

Математика

Обществознан
ие и
естествознание

Окружающий
мир

2

2

2

6

тестовая
работа

Основы
религиозных
культур и
светской этики

Основы
религиозных
культур и
светской этики

-

-

1

1

творческая
работа

Музыка

1

1

1

3

отчетный
концерт

Изобразительное
искусство

1

1

1

3

проектная
работа

Технология

1

1

1

3

проектная
работа

Искусство

Технология

Физическая
культура

Физическая
культура

3*

3*

3*

9

сдача
контрольных
нормативов

Итого

25

25

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

1

1

2

Литературное чтение

1

1

2

Максимально допустимая
недельная нагрузка

26

26

26

26

76

78

План внеурочной деятельности
для обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с.Предгорное
на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (ФГОСНОО) основная образовательная программа начального общего
образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную
деятельность.
Основными задачами этого этапа являются:
- Раннее выявление задатков, склонностей, индивидуальных особенностей обучающихся на основе
включения детей в многообразные виды урочной и внеурочной деятельности, целенаправленной
глубокой психологической диагностики;
- Формирование у учащихся необходимых умений и навыков учебной деятельности, положительной
мотивации к обучению;
- Выстраивание иерархии ценностей средствами урочной и внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещѐ целый ряд очень
важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В школе реализуется модель плана внеурочной деятельности: преобладание учебно–
познавательной деятельности.
Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по следующим
направлениям развития личности:
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1.Информационно-просветительские занятия патриотической, духовно-нравственной
направленности
2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся.
3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов
и потребностей обучающихся.

Вариативная часть для обучающихся
4.Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся.
5 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся
в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов.
6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся,
на педагогическое сопровождение деятельности социально-ориентированных ученических
сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на
организацию
Совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности.
Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учѐтом пожеланий обучающихся
и их родителей (законных представителей). Различны формы этих занятий: проектная и
исследовательская деятельность, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады,
интеллектуальные марафоны, общественно–полезная практика, соревнования и другие.
Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей в результате изучения
образовательных потребностей. Все программы внеурочной деятельности реализуются
педагогами. Место проведения всех занятий– школа.
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1 –ых классов в соответствии с требованиями
обновлѐнных ФГОС НОО включает три первых направления.
1. Информационно- просветительские занятия патриотической, нравственной и

экологической направленности.
Реализуются через классные часы «Разговоры о важном».
Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения школьников к
своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и
великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней
позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаныс важнейшими аспектами
жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира,техническим прогрессоми сохранением природы и, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных
руководителей со своими классами.
2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся реализуются

через метапредметный кружок «Читаем, считаем, наблюдаем».
Цель программы - облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях
современного «информационного взрыва», научить его рациональным приѐмам поиска, анализа и
синтеза информации, вооружить методикой
«информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность,
сформировать информационные качества.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное
обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный
читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и
духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий

техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их
самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все
постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Занятия метапредметного кружа «Читаем, считаем, наблюдаем» в начальной школе направлено
на достижение следующей цели -развитие основ функциональной грамотности – формирование
читательской компетенции младшего школьника.
3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся реализуются через час общения «Кем быть?».
Цель программы «Кем быть?»–ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием. Задачи программы: формировать положительное отношение к труду и людям труда.
Развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
Содействовать приобретению учащимися желания овладеть какой-либо профессией.
Вариативная часть для обучающихся 1-ых классов в соответствии с требованиями
обновлѐнных ФГОС НОО включает остальные направления.
4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей
обучающихся
реализуется
через
программу
«Работа
со
слабоуспевающими/одаренными детьми».
Содержание данной программы создаѐт условия для развития у школьников интеллектуальных
потребностей, познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и
поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время занятий у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля,
у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех
знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики и других предметов: развитие
наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
Реализуется через программу «Шахматы».
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой
регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают
устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими
умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно
справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы
стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким
образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и
способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».