fl.iran flprlHqr Ha 3ace,qaHlrlr neAcoBera YrnepNgaro [nperuop MEOY COIII I'MEHII BOEHHOTO JIETIIIIKA rlporoKorr J\b 1 or 31.08,2022r YIIEEHbIiTIIIIAH rlr{[€ulbHof o 6roAxerHof o o 6 qe o 6p a3oB areJlbHoro yqpe)KA eHr4fl' cpeAHefi o6qeo6pa3oBarenbHofi IIIKoJIrI I4MeHI'I BoeHHoro rerrrr,rKa KaTILITaHa P .A. Xop4aeBa c. llpe4ropHoe MosAoKcKoro MyHr4 p airofta P e c rry 6 [rvrKvr C e n e p n ar O c e r vrfl,- AnalHl/lfl (nauanbHoe o6qee o6pasonaHl4e) Ha 2022- 2023 yue6nufi roA ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану на 2022– 2023 учебный год Учебный план уровня начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени военного летчика капитана Р.А.Хордаева с. Предгорное на 2022-2023 учебный год разработан на основании: Законодательной и нормативной основой для составления учебных планов в 2022-23 учебном году муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, реализующей основные образовательные программы общего образования, являются: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция); - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года №61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;(1-е классы) -приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2-4 классы); - примерная основная образовательная программа начального общего образования (в соответствии с действующими ФГОС); - приказы Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576, № 1577, № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и литература» как самостоятельные и обязательные для изучения»; - письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 января 2018 года №08-96 «Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; -концепция «Шахматное образование в общеобразовательных организациях Республики Северная Осетия-Алания»; - приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" - приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 г №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"(с изменениями на 11 февраля 2022 года). Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени военного летчика капитана Р.А.Хордаева с. Предгорное Положения о языках образования (обучения) и об изучении «Родного (русского) языка», «Литературного чтения на родном (русском) языке» и «Родной (русской) литературы» (приказ МБОУ СОШ …… № .. от ……….г..), осуществляющего образовательную деятельность по реализуемым образовательным программам; Положение о порядке организации изучения родного языка в МБОУ СОШ с.Предгорное (пр.№30 от 02.09.2019 г.); основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с.Предгорное (пр.№ 1. от 30.08.2020г.); Уровень начальное общее образование 1.Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ с.Предгорное на 2022– 2023 учебный год является документом, распределяющим учебное время, отводимое на изучение различных учебных предметов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяющим максимальный объем обязательной нагрузки обучающихся. 1.1.Содержание и структура учебного плана начального общего образования определяется требованиями ФГОС, системой УМК, задачами и спецификой образовательной деятельности МБОУ СОШ с.Предгорное, сформулированными в уставе образовательного учреждения. Учебный план уровня начального общего образования призван обеспечить освоение учащимися государственного образовательного стандарта, и дает возможность формировать познавательную мотивацию, развивать личностную активность, способствовать сохранению здоровья. 1.2. Учебный план предусматривает следующий режим: - 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов; продолжительность учебного года: в 1-х классах – 33 учебные недели; во 2-4-х классах – 34 учебные недели; продолжительность учебной недели в 1классах – 5 дней; продолжительность учебной недели в 2-4 классах – 6 дней; - недельная нагрузка обучающихся: в 1-х классах – 21 час; во 2-4-х классах – 26 часов; - продолжительность урока: в 1-х классах используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 40 минут каждый; во 2-4-х классах – 45 минут. 1.3. Объем времени на выполнение домашних заданий: во 2-3-х классах – 1,5 ч, в 4-х классах – 2 ч. 1.4. Обучение в 1-х классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся, без домашних заданий. 1.5. На основании санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 п. 10.10 для учащихся 1-х классов введены дополнительные недельные каникулы в третьей четверти. 1.6.Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. 2.Общая характеристика. 2.1. Реализация содержания федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обеспечивается учебно-методическим комплексом, направленным на общекультурное, личностное, познавательное развитие, на формирование универсальных учебных действий: «Школа России» 2.2. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений: Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). ОО реализовывает примерный учебный план начального общего образования Вариант №3 для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Российской Федерации Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 ч и более 3190 ч (для обучающихся 1-ых классов) и 2904 часа и более 3345 часов для обучающихся 2-4 классов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1320 академических часов за четыре года обучения (для обучающихся 1-ых классов) и до 1350 часов за 4 года обучения (для обучающихся 2-4-ых классов). Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена предметами: русский язык - 5 часов в неделю в 1-4 классах, литературное чтение – 3 часа в неделю в 1-4 классах. Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» представлена предметами: родной язык ( кумыкский ) и литературное чтение на родном языке ( кумыкском ) – 2 часа в неделю в 1-ом классе и 3 часа в неделю в 2-4 классах; Изучение родного языка и литературного чтения на родном языке направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом иностранный язык (английский) – 2 часа в неделю во 2-4 классах. Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом математика - 4 часа в неделю в 1-4 классах. Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена предметом окружающий мир - 2 часа в неделю в 1-4 классах. Предметная область «Основы религиозной культуры и светской этики»представлена предметом основы религиозной культуры и светской этики – 1 час в неделю в 4 классах. Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом физическая культура – в 1 классе 2 часа в неделю и 3 часа в неделю во 2-4 классах. Образовательная область «Искусство» представлена предметами: музыка -1 час в неделю в 1-4 классах, изобразительное искусство -1 час в неделю в 1-4 классах. Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом технология 1 час в неделю в 1-4 классах. 2.3. Особенности учебного плана МБОУ СОШ с. Предгорное: 2. 3. 4. 1.«Литературное чтение»-во 2-4 классе. Обучение осуществляется на основе дифференцированного подхода к способностям учащихся и их психофизическому уровню подготовленности. Учебный план МБОУ СОШ с. Предгорное , реализующего основную образовательную программу начального общего образования, является важнейшим нормативным документом по введению и реализации ФГОС начального общего образования. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части , части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. В случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования, учебный план обеспечивает возможность обучения на государственных языках республики, родном (нерусском) языке, возможность их изучения и устанавливает количество часов, отводимых на изучение предмета «Осетинский (или другой родной) язык и литературное чтение» по классам (годам обучения). 6. Учебный план начального общего образования общеобразовательного учреждения – МБОУ СОШ с. Предгорное использует 3 часа на изучение предмета «родной язык и родная литература» в 1-4 классах . 7. Учебный предмет «Окружающий мир»2 часа в неделю (человек, природа, общество)» в 4 классе изучается интегрированным курсом с «Историй Осетии» в объеме 17,5 часов в год. . В 2022- 2023 учебном году в целях реализации проекта «Шахматное образование в общеобразовательных организациях РСО-Алания» во 2 полугодии в 1 классе во внеурочной деятельности, во 2-4классах (в рамках преподавания предмета «Физическая культура») организуются учебные занятия по шахматам в объеме 17 часов в год. 5. 2.4. Изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» В учебный план 4-х классов включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является светским.Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. 7.1. Учебный план обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. 8. Промежуточная аттестация во 2-4-х классах проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ с. Предгорное (приказ от ………… г. №…………). В 4-х классах проводится комплексная работа на межпредметной основе. 8.1. Учебный план МБОУ СОШ с.Предгорное направлен на достижение планируемых результатов обучения и воспитания. Годовой учебный план для 1 классовна 2022/2023 учебный год (пятидневная учебная неделя) Предметные области Учебные предметы Количество часов в год I класс Всего Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Родной язык и родная литература Иностранный язык Математика и информатика Обществознаниеи естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Русский язык 165 Литературное чтение 99 Родной язык Родная литература Иностранный язык (Английский язык) 33 33 Математика 132 Окружающий мир 66 Основы религиозных культур и светской этики 0 Музыка Изобразительное искусство Технология 33 33 33 33 33 33 Физическая культура 66 66 Итого: 693 693 Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Учебные недели Всего часов Недельная нагрузка ( часов) 0 0 33 693 21 165 99 33 33 0 132 66 0 0 33 693 21 Недельный учебный план для 1 классов на 2022/2023 учебный год (пятидневная учебная неделя) Предметные области Учебные предметы Количество часов в год I класс Всего Обязательная часть Русский язык 5 Литературное чтение 3 Родной язык Родная литература Иностранный язык (Английский язык) 1 1 Математика 4 Окружающий мир 2 Основы религиозных культур и светской этики 0 Музыка Изобразительное искусство Технология 1 1 1 1 1 1 Физическая культура 2 2 Итого: 21 21 Часть, формируемая участниками образовательных отношений. 0 0 Учебные недели Недельная нагрузка (часов) 33 21 33 21 Русский язык и литературное чтение Родной язык и родная литература Иностранный язык Математика и информатика Обществознаниеи естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура 0 5 3 1 1 0 4 2 0 Учебный план уровня начального общего образования МБОУ СОШ с. Предгорное на 2022-2023учебный год II Предметные области III IV Всего Учебный предмет Классы Формы промежуточ ной аттестации Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Русский язык Литературное чтение Родной язык (кумыкский) Литературное чтение на родном языке (кумыкском) Иностранный язык (английский) 5 3 5 3 5 3 15 9 диктант с грамматическ им заданием тестовая работа диктант с грамматическ им заданием 2 2 2 6 1 1 1 3 тестовая работа 2 2 2 6 контрольная работа 4 4 4 12 контрольная работа Математика и информатика Математика Обществознан ие и естествознание Окружающий мир 2 2 2 6 тестовая работа Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - 1 1 творческая работа Музыка 1 1 1 3 отчетный концерт Изобразительное искусство 1 1 1 3 проектная работа Технология 1 1 1 3 проектная работа Искусство Технология Физическая культура Физическая культура 3* 3* 3* 9 сдача контрольных нормативов Итого 25 25 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 2 Литературное чтение 1 1 2 Максимально допустимая недельная нагрузка 26 26 26 26 76 78 План внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с.Предгорное на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОСНОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Основными задачами этого этапа являются: - Раннее выявление задатков, склонностей, индивидуальных особенностей обучающихся на основе включения детей в многообразные виды урочной и внеурочной деятельности, целенаправленной глубокой психологической диагностики; - Формирование у учащихся необходимых умений и навыков учебной деятельности, положительной мотивации к обучению; - Выстраивание иерархии ценностей средствами урочной и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещѐ целый ряд очень важных задач: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В школе реализуется модель плана внеурочной деятельности: преобладание учебно– познавательной деятельности. Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по следующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся: 1.Информационно-просветительские занятия патриотической, духовно-нравственной направленности 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся. 3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. Вариативная часть для обучающихся 4.Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. 5 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально-ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию Совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Различны формы этих занятий: проектная и исследовательская деятельность, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно–полезная практика, соревнования и другие. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей в результате изучения образовательных потребностей. Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами. Место проведения всех занятий– школа. Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1 –ых классов в соответствии с требованиями обновлѐнных ФГОС НОО включает три первых направления. 1. Информационно- просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности. Реализуются через классные часы «Разговоры о важном». Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаныс важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,техническим прогрессоми сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами. 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся реализуются через метапредметный кружок «Читаем, считаем, наблюдаем». Цель программы - облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приѐмам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Занятия метапредметного кружа «Читаем, считаем, наблюдаем» в начальной школе направлено на достижение следующей цели -развитие основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника. 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся реализуются через час общения «Кем быть?». Цель программы «Кем быть?»–ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Задачи программы: формировать положительное отношение к труду и людям труда. Развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников. Содействовать приобретению учащимися желания овладеть какой-либо профессией. Вариативная часть для обучающихся 1-ых классов в соответствии с требованиями обновлѐнных ФГОС НОО включает остальные направления. 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся реализуется через программу «Работа со слабоуспевающими/одаренными детьми». Содержание данной программы создаѐт условия для развития у школьников интеллектуальных потребностей, познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики и других предметов: развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Реализуется через программу «Шахматы». Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.