YrnepxAam [upercrop MBOY COIII Il.nan [pI{HffT Ha 3aceAaHrrrr neAcoBera rlporoKorr J\b 1 or 31.08.2022r yqEBHbttz nnnH &rJrHr4rlrzualbHofo 6ro42renroro o6rqeo6pasoBarelbHofo )^{pex(AeHl4s o6uleo6pa3oBarelurofi rrrKolbl cpe4nefi - r{MeHI{ BoeHHoro JlernuKa KaIrilTaHa P.A.Xop4aena c' flpeAropHoe MosAoKcroro pafiona Pecny6nuru Cenepnar Ocerrs -Anauus, (ocnoenoe o6ilIee o6pasoeanze) sa2O22-2023 we6nrrfi ro4 к учебному плану на 2022-2023 учебный год основное общее образование Законодательной и нормативной основой для составления учебных планов в 2022-23 учебном году муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, реализующей основные образовательные программы общего образования, являются: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция); - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года №61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (5 –е классы); - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (6-9 классы); - примерная основная образовательная программа основного общего образования (в соответствии с действующими ФГОС); - приказы Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576, № 1577, № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и литература» как самостоятельные и обязательные для изучения»; - письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09.2016№ 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования»; - приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 г. № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" - приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 г №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"(с изменениями на 11 февраля 2022 года). Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени военного летчика капитана Р.А.Хордаева с. Предгорное Положения о языках образования (обучения) и об изучении «Родного (кумыкского) языка», «Литературного чтения на родном (кумыкском) языке» и «Родной (кумыкской) литературы» (приказ МБОУ СОШ …………. № ……….. от ………г..), осуществляющего образовательную деятельность по реализуемым образовательным программам; Положение о порядке организации изучения родного языка в МБОУ СОШ с.Предгорное (пр. № ……… от ……………. г.); основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с.Предгорное (пр.№1от 30.08.2020г.) Основное общее образование (5-9 классы) 1.1. Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ с.Предгорное на 2022-2023 учебный год является документом, распределяющим учебное время, отводимое на изучение различных учебных предметов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяющим максимальный объем максимальной нагрузки обучающихся. 1.2. Содержание и структура учебного плана основного общего образования определяются требованиями ФГОС в 5 –ых классах, в 6- 9 –ых классах, задачами и спецификой образовательной деятельности МБОУ СОШ с.Предгорное, сформулированными в уставе школы. Уровень основного общего образования в МБОУ СОШ с.Предгорное в 2022-2023 учебном году работает в следующем режиме: -продолжительность учебного года: в 5-9-х классах – 34-35 учебных недель - продолжительность учебной недели в 5-9-х классах – 6 дней. - обязательная недельная нагрузка обучающихся: в 5-х классах – 32 часа, в 6-х классах – 33 часа, в 7-х классах – 35 часов, в 8-х классах – 36 часов; в 9-х классах- 36 часов. - продолжительность урока в 5-9-х классах – 45 минут. 1.2. Объем времени на выполнение домашних заданий (в астрономических часах): в 5 классах – 2 часа, в 6 классах – 2,5 часа, в 7 классах – 2,5 часа, в 8 классах – 2,5 часа, в 9 классах- до 3,5 часов. Учебные занятия организуются в одну смену. Факультативы, занятия дополнительного образования (кружки, секции), обязательные индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы и т. п. организуются в послеурочное время согласно расписанию 1.3. Учебный план включает две части: обязательную (наполняемость определена составом учебных предметов обязательных предметных областей); формируемую участниками образовательных отношений (включая курсы, предметы, направленные на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, в соответствии с их запросами, а также отражающие специфику ОО). Содержание образования на уровне основного общего образования в МБОУ СОШ с.Предгорное реализуется средствами предметных областей, включенных в Федеральный учебный план. 2.0 Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ с.Предгорное: - 5- 9 классы обучаются по общеобразовательным программам ФГОС основного общего образования. - ОО реализовывает учебный план основного общего образования Вариант № 5 (для обучающихся 5 –го класса) и Вариант №4 (для обучающихся 6-9-ых классов) для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Российской Федерации. - Для реализации потенциала обучающихся (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей).Особенности учебного плана МБОУ СОШ с.Предгорное в обязательной части: С целью удовлетворения потребностей обучающихся на изучение родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней, развитие познавательного интереса к родному языку, а через него к родной культуре ОО реализовывает примерный учебный план основного общего образования Вариант №4 для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Российской Федерации, в котором на предметы «Родной язык ( кумыкский)» и «Родная литература ( кумыкская )» отводится 3 часа в обязательной части. В предметную область «Русский язык и Литература» входят предметы «Русский язык» 5-9 классы, «Литература» 5-9 классы В предметную область «Математика и информатика»входят предметы «Математика» 5-6 классы, «Алгебра» 7 – 9 классы, «Геометрия» 7 – 9 классы, «Информатика» 7 – 9 классы. В 5-9-х классах предметная область «Общественно-научные предметы» представлена следующими предметами: «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География». Предметную область «Естественно – научные предметы» составляют предметы «Физика» в 7-9-х классах, «Химия» в 8-9-х классах, «Биология» в 5-9-х классах. В предметной области «Искусство» в 5-8-х классах изучаются предмет «Музыка» 1 час в неделю (5-8 классы); «Изобразительное искусство»1 час в неделю (5-7 классы). В предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» изучаются следующие дисциплины: «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». В 5-9-х классах при 6-дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру составляет 3 часа. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8-9-х классах. Предметная область «Технология» включает предмет «Технология» в 5 - 8-х классах – 2 часа, в 9-х классах – 1 час. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в соответствии с ФГОС основного общего образования должна обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» может быть реализована за счет: части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений; включения в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания; реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции образовательной организации. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5-ых, 9-ых классах в количестве 1 час в неделю. Учебным планом основного общего образования предусмотрено распределение часов части, формируемой участниками образовательного процесса. Указанные часы распределились следующим образом: - в предметной области «Естественнонаучные предметы» с целью развития биолого экологического мышления школьников и создания условий для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края, привития здорового образа жизни и в связи с запросами родителей (законных представителей) обучающихся: на предмет «Биология» в 5-7 классах добавлено по 1 часу в неделю; на предмет « Литература» в 7-8 классах добавлен 1 час . С целью формирования у школьников уровня основного общего образования мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России: 3. В 5-9-х классах предполагается выделение региональной тематики внутри содержания учебных предметов в виде отдельных тем при изучении литературы, географии, истории . 4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по учебным предметам, утвержденным педагогическим советом, с целью проверки предметных и метапредметных результатов каждого учебного года в следующих формах: контрольный диктант, контрольная работа, тестирование, творческий проект.Нормативной базой проведения промежуточной аттестации является Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ с.Предгорное (приказ от ………. г. №……………..). Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся определен календарным учебным графиком школы на 2021/2022 уч. г. (календарный учебный график представлен на сайте школы). Формы проведения и учебные предметы промежуточной аттестации указаны в учебном плане. 6. Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников 9-х классов. Государственная итоговая аттестация выпускников МБОУ СОШ с.Предгорное осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513. 7. Учебный план МБОУ СОШ с.Предгорное направлен на достижение планируемых результатов обучения и воспитания. Недельный учебный план для 5-9-х классов МБОУ СОШ с. Предгорное на 2022-2023учебный год (34 учебные недели) Предметны е области Учебные предметы Классы V VI VII VIII IX Всего Формы промежуточно й аттестации 21 Диктант с грамматически м заданием Тестирование ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Русский язык и Литератур а Русский язык 5 6 4 3 3 Литература 3 3 2 2 3 Родной язык Родной язык (кумыкский) и Родная родная литература литература (кумыкская) 3 3 3 3 3 Иностранный Иностранный язык язык (английский) 3 3 3 3 3 5 5 Математика Математик Алгебра аи информати Геометрия ка Информатик а История Обществен Обществозна ноние научные предметы География Основы духовнонравственн ой культуры народов России Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство 15 15 10 3 3 3 2 2 2 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1* ** *** **** 1* 2 2 3 2 2 4 2 2 7 2 9 6 3 10 4 8 Диктант с грамматичес ким заданием, тестировани е Контрольная работа, тест Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Тестирование Тестировани е Тестировани е Тестировани е 2 Физика Естественно Химия -научные предметы Биология 13 1 1 1 Музыка 1 1 1 ИЗО 1 1 1 1 7 4 3 Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Учебный проект Творческая работа Технология Технология 2 2 2 Основы безопасности жизнедеятел ьности 2 1 1 1 9 2 14 Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятель Физическая ности культура итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Литература Биология Максимальный объем учебной нагрузки при 6ти дневной неделе 3 31 3 32 1 1 3 3 3 33 35 36 2 1 0 1 1 1 1 1 32 33 35 36 Учебный проект Тестирование выполнение нормативов по практической части или тестирование по теоретической части для учащихся, имеющих освобождение от занятий физической культуры 166 36 * На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5и 9 классах отводятся по 1 часу в неделю. Всего 34 часа.( в 9 классе интегрированно с ТКО) **ОДНКНР в 6-8 классах изучается интегрированно с предметом обществознание. План внеурочной деятельности для обучающихся 5-ых классов МБОУ СОШ с. Предгорное на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. В школе осуществляется образовательная деятельность в соответствии с образовательными программами образования. Основными задачами этого этапа являются: - раннее выявление задатков, склонностей, индивидуальных особенностей обучающихся на основе включения детей в многообразные виды урочной и внеурочной деятельности, целенаправленной глубокой психологической диагностики; - формирование у учащихся необходимых умений и навыков учебной деятельности, положительной мотивации к обучению; - выстраивание иерархии ценностей средствами урочной и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещѐ целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В школе реализуется модель плана внеурочной деятельности: преобладание учебно– познавательной деятельности. Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по следующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1.Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Вариативная часть для обучающихся 4.Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Различны формы этих занятий: проектная исследовательская деятельность, экскурсии, кружки, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно–полезная практика, соревнования и другие. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей в результате изучения образовательных потребностей. Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами школы. Место проведения всех занятий– школа. Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями обновлѐнных ФГОС ООО, включает три первых направления. Информационно- просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» Реализуются через классные часы «Разговор о важном». 1. Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и ,ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами. 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся реализуются в рамках программы «Учимся для жизни». Цель программы «Учимся для жизни»-облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества, функциональную грамотность. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся-«Я в мире профессий». Цель курса «Я в мире профессий»: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессий. Формировать готовность к обоснованному выбору профессии и пути получения дальнейшего профессионального образования. Задачи программы: -расширить знания обучающихся о мире профессий (знакомство с основными понятиями, классификацией, характеристиками типов профессий, -основными проблемами и ошибками при выборе профессии); -выявить профессиональные склонности и интересы обучающихся; -формировать умение объективно осуществлять самоанализ развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессии; -содействовать осознанному выбору профиля обучения в старшей школе или направления профессионального образования посредством знакомства на практике с различного рода профессиями; -оказать информационную поддержку в принятии решения о выборе профессии, пути получения дальнейшего образования и избираемой профессии. Программа призвана помочь обучающемуся в выборе профессии, обозначить пути ее получения и дальнейшего совершенствования профессионального образования. План внеурочной деятельности для обучающихся 5-го класса МБОУ СОШ с. Предгорное на 2022-2023 учебный год Направления внеурочной деятельности Итого Название рабочей программы Форма организации «Разговор о важном» Классный час 1 1 «Учимся для жизни» межпредметный кружок 1 1 «Я в мире профессий» Час общения 1 1 5 Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1. Информационно - просветительские занятия патриотической,нравственнойиэкологической направленности 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 3.Занятия,направленныенаудовлетворение Профориентационных интересов и потребностей обучающихся План внеурочной деятельности для обучающихся 6-9-ых классов МБОУ СОШ с. Предгорное на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС OОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность на уровне основного общего образования позволяет решить ещѐ целый ряд очень важных задач: -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в основной школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности, программы самой организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в лицее реализуется модель внеурочной деятельности с преобладанием познавательной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: духовно–нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно–оздоровительное, социальное. Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Различны формы этих занятий: проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно – полезная практика, соревнования и другие. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей. Программы внеурочной деятельности реализуются педагогами школы. Место проведения занятий–школа. Духовно–нравственное направление реализуется через классные часы «Разговор о важном», юнармейские отряды. Главной целью классных часов «Разговор о важном» является развитие ценностного отношения школьников к своей родине-России населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи–все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами. Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель–развитие определѐнных человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. Цель программы юнармейский отряд: Создание условий для формирования гражданско - патриотических качеств личности учащихся, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности. Задачи: Развивать чувство уважения к старшему поколению. Вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, волонтерскую работу. Повысить уровень знаний, умений и навыков по начальной военной подготовке. Пропагандировать здоровый образ жизни, укреплять физическую закалку и выносливость. Содействовать развитию активной гражданской позиции подростков. Спортивно – оздоровительное направление реализуется через программы «Футбол», «Теннис», «Шахматы». Цель программы «Футбол», «Теннис» : формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Задачи: -расширение представления детей о физической подготовке, -формирование навыков здорового образа жизни; -развитие физических качеств личности – быстроты, ловкости, выносливости, подвижности; Цель программы «Шахматы»: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи: -познакомить с элементарными понятиями шахматной игры; -помочь овладеть приемам и тактики и стратегии шахматной игры; -научить воспитанников играть шахматную партию с записью; -обучить решать комбинации на разные темы; -обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы; -научить детей видеть в позиции разные варианты. Общеинтеллектуальное направление реализуется через программы «Загадки истории и современности», «Практикум по физике», « Первые шаги в медицину», «Практикум по географии», Решение расчетных задач». «Основы функциональной грамотности». Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6- 9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); - способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); - способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); - способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Цель программы «Первые шаги в медицину»: содействие профессиональному самоопределению учащихся, связанных с медициной. Основные задачи курса: Дать основы медицинских знаний Вооружить учащихся практическими навыками оказания первой доврачебной помощи Формировать интерес к профессиям, связанных с медициной Основные требования к знаниям и умениям учащихся Должны знать: *Правила оказания первой медицинской помощи *Классификацию инфекционных болезней, способы их профилактики Должны уметь: *Оказывать первую доврачебную помощь *Ухаживать за больными *Иметь представление о хранении лекарств. . Направлен ие развития личности Духовно – нравственное Спортивнооздоровительное План внеурочной деятельности для обучающихся 6-9-ых классов МБОУ СОШ с. Предгорное на 2022-2023 учебный год Форма 6 7 Наименование рабочей организации программы «Разговор о важном» Классный час Школьный спортивный клуб «Олимп». Футбол.Теннис. Секция Общеинтеллекту Загадки истории и современности альное Мир вокруг нас Практикум по физике Первые шаги в медицину кружок кружок 1 Социальное Мир моих прав 1 1 1 1 «Основы функциональной грамотности» метапредметн ый кружок Инд. занятия Практикум по географии кружок 1 1 Инд. занятия Инд. занятия 1 9 1 кружок Решение расчетных задач 8 1 1 1